Добровольцы

Волонтерский десант на Байкале

Этим летом я побывала на форуме для волонтеров на берегу самого глубокого в мире озера Байкал. Сюда съехались добровольцы из разных городов страны: Екатеринбурга, Питера, Амура, Нижнего Тагила, Петрозаводска и Иркутской области – веселая копания из 32 человек. Мы жили в палаточном городке, каждый день любовались видами на горы. Учились, общались и просто гуляли по долинам и болотам.

«Байкальский добровольческий форум» проводится для волонтеров старше 16 лет. Мне 13, поехала за компанию с мамой. Она создала в Петрозаводске клуб «Белый кролик», его волонтеры играют в необычные настольные игры с ребятами из детского дома № 4, а также из реабилитационных центров «Надежда» и «Возрождение». Клуб появился не так давно, я и сама в него вхожу. Если хочешь, присоединяйся vk.com/whiterabbitptz

Подъем в два часа ночи

Мама решила ехать неожиданно. Мы быстро собрали вещи, у друзей нашли спальники и полностью экипированные, сели в поезд. Со своим рюкзаком, как тяжеленным панцирем за спиной, я чувствовала себя черепахой. Но двигалась быстро – на поезде до Москвы, оттуда на самолете. Летели мы в Иркутск, в Сибирь. Но это была никакая не ссылка!

День перелета был самым коротким в моей жизни – длился 19 часов из-за разницы во времени: плюс пять часов — это жестоко!

С новым временем на Байкале я подружилась нескоро. Вставать приходилось в два часа ночи по нашему времени. Это было нереально! И зарядку я просыпала почти всегда. А зря — каждый день на зарядке участники придумывали тему. У нас были то морская, то танцевальная зарядка.

После зарядки завтрак. На форуме кормили кашами на сгущенке, здесь я уже не спала. Все дежурили. У нас был отличный шеф-повар Марк. Он вегетарианец. И надо было видеть его лицо, когда он выкладывал тушенку в кашу!

Природа Байкала показалась похожей на карельскую, только ночи темные и цветов больше. Удивительно, даже закаты как будто с нами приехали! А еще Байкал окружают шаманки. Это вовсе не жены шаманов, а невысокие холмы. Но говорят, на них раньше колдовали.

Картинная галерея

Каждый день проходили занятия по добровольчеству. Участники искали миссию жизни, построили теорию по прогрессивному альтруизму и разговаривали о разных умных вещах. Честно говоря, я мало что понимала.
А еще мы работали. Парни построили каменную лестницу на шаманку высотой метров пять, таскали валуны с берега. На шаманке построили деревянную скамейку. Сидя на ней, можно увидеть озеро и пляж.

Девушки копали дерн на болоте, пересаживали маленькие деревья и кустики к лестнице. Кто-то подстригал кусты на пляже, чтобы в них не собирался мусор. Но его все равно было много. Мы очищали пляж и раскрашивали большие мусорные баки. На каждый у нас уходило по полчаса. А художник Виталик корпел над одним часов пять. В итоге получилась картинная галерея.

Лучший день

Во время форума у Тани из Екатеринбурга был день рождения. Весь лагерь готовил ей сюрприз. Половина волонтеров долго переделывала слова песни «Самый лучший город на земле». А другая половина отвлекала Таню. Каким-то чудом она ничего не заметила. Утром Алёна встала раньше всех и сплела венок из цветов. На утреннем семинаре мы поздравили именинницу. У Тани загорелись глаза, когда она услышала песню. Она не ожидала такого сюрприза!

Английский от историка

По вечерам мы стали заниматься английским. Появилась эта традиция из-за дождя. Работать в тот день никому не хотелось, и все собрались в большой палатке — шатре. Участники знали, что учитель истории Марк из Екатеринбурга владеет английским. Кстати, выглядит он совсем не как учитель: две татуировки и ухо проколото – неформал!

Решили учиться. На занятиях мы рассказывали о себе, прошедшем дне, людях, предметах и играли в «yes-no». Конечно, на английском! Собирались то у костра, то в шатре, а один раз занятие проходило в трехместной палатке, в нее набились 16 человек! Селедкам в бочке, видимо бывает просторнее.

Как сделать эликсир забвения

Почти каждый вечер мы играли: рассказывали друг о друге, завязывались «в узел» все вместе, а потом развязывались. Однажды мы чуть не заснули в таком положении. Иногда из шатра доносилось:

— У кого есть любовное зелье?

— Нет такого, но есть эликсир забвения.
Так мы играли в зельеварение. По специальным картам собирали разные зелья. Во время форума проходил фотобиатлон. Участникам дали четыре задания: «Архитектурный десерт», «Мои друзья», «Любимый Байкал», «Незабываемая улыбка». Мы с мамой заняли второе место.

Незваный гость

Однажды утром я проснулась и услышала, как по тенту палатки стучал дождь. В гости мы его точно не звали. Значит пришел без приглашения. И не выгнать теперь. Умеет он появляться не вовремя! В тот день мы отправлялись в горы – там проходила вторая часть форума. Суета была ужасная, все бегали туда-сюда, сворачивали палатки, распределяли по людям еду, заворачивали рюкзаки в мешки для мусора, чтобы дождь не промочил.

Говорят, уезжать в дождь – хорошая примета.

Мы разделились на две группы: одна пошла в горы, туда попали мы с мамой, а еще, к сожалению, дождь. Другая поехала на Аршан. Нас довезли до базы МЧС, где мы оставили вещи, которые не пригодились бы в горах. Потом подбросили к лесу, откуда начинался поход на Хамардабаны.

В горы!

В первый день пути больших подъемов не было, шли бодро. Но все равно устали. Зато когда снимаешь рюкзак, казалось, летишь! Второй день оказался настоящим испытанием. Чем выше мы поднимались, тем сложнее было идти. Может, это горная болезнь?

Дождь становился все сильнее, пока не превратился в грозу. Было страшно, когда молнии сверкали, не где-то там далеко, а всего лишь в метре от нас, и гром звенел сразу, а не через несколько секунд. Казалось, природа не хочет, чтобы мы шли дальше. Вначале маленький дождь нас просил, а потом стихия угрожала. Подниматься по серпантину было нелегко, но еще сложнее не упасть на мокрые скользкие камни на коротких спусках.
Все промокли насквозь, настроение упало. Время поползло как улитка. Все вокруг было каким-то мрачным. Но вдруг солнце выглянуло и, словно художник, раскрасило пейзаж своими лучами! И через несколько минут мы уже украшали елочку мокрой одеждой. Когда мы пришли к лагерю, все было лучше, чем могли ожидать: несколько палаток уже стояли, горел костер.

В горах семинары по добровольчеству продолжались. Как-то утром я почувствовала себя ежиком в тумане, точнее, в облаке – в горах небо ближе.

Мы ходили на озеро Сердца. Сверху оно и вправду похоже на сердце. Говорят, что если обойти вокруг озера столько раз, сколько тебе лет, то все желания сбудутся. Не нужны мне все желания, увидеть бы снова моих друзей.

Врезка: Байкал — самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды. Максимальная глубина озера — 1642 метров, ширина — от 24 до 79 км. Озеро и прибрежные территории отличаются уникальной природой. Озеро находится в южной части Восточной Сибири. Местные жители называют Байкал морем.

Алена ОСТАКОВА, школа № 43
Подпись под фото 1: А нам летать охота!